Зарплата по новым правилам: как работодателям придется изменить локальные акты и трудовые договоры

02.10.2016

 

 

 

Уже с сегодняшнего дня, 3 октября, вступила в силу новая редакция Трудового кодекса. Поправки были внесены в статьи, посвященные заработной плате, с целью предотвратить задержки с ее выплатой (см. «Принят закон, устанавливающий крайний срок для выплаты зарплаты и ужесточающий наказание за ее задержку»). Поправки были задуманы законодателем как технические, однако на деле они повлекли куда более значительные последствия. Так, многим организациям и ИП придется менять локальные акты и трудовые договоры с работниками. А некоторым работодателям придется задуматься и о том, как изменить существующий механизм выплаты премий.

Суть поправок
Поправки в Трудовой кодекс внесены Федеральным законом от 03.07.16 № 272-ФЗ. В числе прочего, поправки конкретизировали положения статьи 136 Кодекса, которая регламентирует порядок выплаты заработной платы. На первый взгляд, какого-то революционного характера эти поправки не носят. Так, ранее статья 136 ТК РФ требовала, чтобы заработная плата выплачивалась не реже чем каждые полмесяца. При этом день выплаты следовало зафиксировать в правилах внутреннего трудового распорядка, либо в коллективном или трудовом договоре.

В новой редакции уточняется: дата выплаты, установленная в этих документах, не может превышать 15 календарных дней со дня окончания периода, за который начислена заработная плата. Казалось бы, чисто техническая правка. Однако это далеко не так.

Какой бывает зарплата
Термин «заработная плата» в Трудовом кодексе имеет весьма широкое содержание. Так, в силу статьи 129 Кодекса заработная плата — это не только вознаграждение собственно за труд, варьирующееся в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав зарплаты также входят компенсационные и стимулирующие выплаты. К компенсационным выплатам относятся доплаты и надбавки компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные выплаты компенсационного характера). К стимулирующим — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

В то же время, как следует из статьи 135 Трудового кодекса, заработная плата — это сложная система, включающая в себя размеры тарифных ставок, окладов, надбавок и премий. Очевидно, что в зависимости от принятой в организации системы оплаты труда сотрудники могут получать доход, как связанный с непосредственной выработкой за определенный период (например, при сдельной оплате), так и не связанный с таковой, а определяемый расчетным путем (например, при выплате за первую половину месяца сотрудникам, получающим оклад).

Что считать зарплатой при выплате оклада двумя частями?
Заметим, что во втором случае (когда речь идет о части оклада) выплата за первую половину месяца формально не может быть признана зарплатой. Ведь она выплачивается не за труд, как того требует статьи 129 ТК РФ. Это лишь некий процент от зафиксированного в трудовом договоре размера ежемесячной оплаты труда, который получают все сотрудники вне зависимости от фактической выработки в первой половине месяца.

На это несоответствие достаточно давно обратили внимание контролирующие органы. Правда, произошло это в связи с другой проблемой, также вытекающей из статьи 136 ТК РФ. Речь идет о требовании этой статьи выдавать сотрудникам расчетные листки при каждой выплате зарплаты. Тогда чиновники дали следующие разъяснения. Смысл выдачи расчетного листка состоит не в том, чтобы подтвердить начисление соответствующих сумм работнику (сам факт начисления может подтверждаться иными доказательствами, причем, как при наличном, так и безналичном расчете с работником), а в том, чтобы известить сотрудника о составных частях таких сумм, чтобы он мог проверить правильность их начисления и расчета.

Следовательно, расчетный листок, выданный за первые полмесяца, может не вполне достоверно отражать фактический состав начисленной суммы с учетом корректировок на конец месяца, и выдача его в таком виде не будет отвечать целям закрепления соответствующей обязанности работодателя. Поэтому в тех организациях, где начисление заработной платы за первую половину месяца происходит не в виде вознаграждения за фактическую меру труда, а в виде определенной части зафиксированного в трудовом договоре размера ежемесячной оплаты труда, целесообразным будет выдавать расчетный листок за отработанный месяц, когда составные части заработной платы могут быть окончательно определены и доведены до сведения работника. Именно такой вывод следует из письма Роструда от 20.05.11 № 1375-6-1. А в письме Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1 вообще прямо указано, что расчетные листки должны быть выданы при начислении и выплате работникам второй части заработной платы (как правило, в конце месяца).

Таким образом, чиновники фактически подтвердили, что в статье 136 ТК РФ содержится внутреннее противоречие. Если принять за данность, что каждые полмесяца выплачивается именно зарплата, то она должна быть рассчитана, исходя из фактической работы, и работник должен получить расчетный лист. Но на практике так происходит не всегда. Поэтому в подобных ситуациях правильнее говорить о части заработной платы. А не о том, что первая часть выплаты является именно зарплатой в том смысле, который этому термину придает статья 129 ТК РФ.

Как нужно изменить трудовые договоры и локальные акты
Теперь же проблема усугубилась установлением сроков выплаты. И законодатель по-прежнему говорит о заработной плате. Да еще и уточняет: выплатить ее надо не позднее 15 дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Получается, что для выполнения этого требования работодатели должны выбрать один из двух вариантов. Первый — перейти на иной принцип формирования выплат, то есть даже за первую половину месяца выплачивать оклад, исходя из фактически отработанного в этом периоде времени. Второй — четко зафиксировать в локальных актах (коллективном договоре или трудовых договорах), что заработная плата начисляется следующим образом.

За период с 1 по 15 число месяца (даты условные, приведены для удобства, на практике можно определить и иные периоды — например, с 10 по 25 и с 26 по 9 и т.п.) — в процентах от установленного оклада. А за период с 16 по 30 (31) число в виде разницы между заработной платой за фактически отработанное время и начисленной за первую половину месяца суммой. И после этого установить конкретные даты выплаты начисленных сумм с учетом новых требований статьи 136 ТК РФ.

Это означает, что работодателю придется внести соответствующие изменения в Правила внутреннего трудового распорядка (если порядок выплаты зарплаты был зафиксирован в них) и ознакомить с изменениями всех сотрудников под подпись. А если даты выплаты были также указаны в трудовых договорах, нужно будет оформить и подписать соответствующие дополнительные соглашения.

При сдельной оплате труда тоже может возникнуть необходимость внести аналогичные изменения в кадровые документы. Но здесь все чуть проще, так как в большинстве случаев можно легко определить фактическую выработку сотрудников за период и произвести начисление именно заработной платы, а не некоей расчетной суммы. Соответственно, работодателю потребуется только проверить правильность установления дат выплаты каждой части заработной платы, чтобы они находились в пределах, отведенных новой редакцией статьи 136 ТК РФ 15-ти календарных дней.

Риски при выплате квартальных и годовых премий
Как уже отмечалось, в состав заработной платы также входят стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ), проще говоря — премии. Нередко система премирования в организациях устроена достаточно сложно и «завязана» на показатели, которые рассчитываются за длительные периоды — квартал, полугодие, год. Соответственно, сроки выплаты таких премий установлены с учетом того, что работодатель должен получить данные, необходимые для расчета показателей, произвести сам расчет, определить сумму вклада каждого сотрудника в достигнутый результат. Поэтому премия за квартал может выплачиваться спустя месяц после его окончания. А для годовых премий не редкость выплата в феврале-апреле или даже позже.

Но если применить к таким премиям новые правила статьи 136 ТК РФ, то все они будут выплачены с нарушением, что влечет для работодателя материальную (ст. 236 ТК РФ) и административную (ст. 5.27 КоАП РФ) ответственность. Судите сами: новая редакция статьи 136 ТК РФ требует выплатить зарплату не позднее 15 дней после окончания периода, за который она начислена. Премии, согласно статье 129 ТК РФ — часть зарплаты. Значит, если премия начислена за квартал, выплатить ее надо не позднее 15 дней следующего месяца. А премию за год — не позднее 15 января.

Понятно, что расчет премий в указанные сроки для большинства организаций просто невозможен. Ведь, например, данные о продажах за год вряд ли будут получены сразу после новогодних каникул. Выплата премий частями (сначала на основании предварительных данных, затем на основании уточненных) в данном случае тоже проблемы не решает. Ведь период начисления премии не меняется, а значит, вторая часть будет выплачена с нарушениями. Получается, что единственный законный выход из сложившейся ситуации — вообще отказаться от премирования. Что, конечно, вряд ли являлось целью законодателей.

Заметим, что на проблему премий уже обратили внимание и чиновники. На сайте Минтруда размещено сообщение, из которого следует, что, по мнению ведомства, новая редакция статьи 136 ТК РФ касается только регулярных выплат, входящих в заработную плату. Что касается премий, которые начисляются реже чем каждые полмесяца, то их, по мнению Минтруда, можно выплачивать без оглядки на 15 дней. То есть в сроки, установленные локальными актами организации. Такой порядок выплаты не приведет к нарушению норм статьи 136 ТК РФ, считают в ведомстве (см. «В Минтруде сообщили, как платить премии по новым правилам»).

Однако данное разъяснение не является нормативным правовым актом. Поэтому, на наш взгляд, после 3 октября все премии, начисляемые по итогам работы за прошедшие периоды, окажутся в «зоне риска», если будут выплачены позже 15 дней с момента окончания периода, за который они начисляются.

Автор: юрист Алексей Крайнев
Источник: Бухгалтерия Онлайн

 

 

 

Минфин напомнил, как рассчитывается пропорция для раздельного учета НДС

01.09.2016

 

 

 


Специалисты финансового ведомства в письме от 11.08.16 № 03-07-11/46925 рассмотрели вопрос о раздельном учете «входного» НДС при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые в дальнейшем используются при осуществлении операций как облагаемых этим налогом, так и освобождаемых от налогообложения. Чиновники напомнили порядок расчета пропорции, в соответствии с которой часть налога заявляется к вычету, а другая часть учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Если организация использует приобретенные товары в операциях, которые облагаются НДС, и в операциях, которые от этого налога освобождены, то «входной» налог нельзя принять к вычету полностью.

Чтобы определить, в каком размере «входной» НДС можно предъявить к вычету, нужно вычислить пропорцию, в которой приобретенные товары используются в деятельности, подлежащей налогообложению. Эта пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров, отгруженных за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ). Пропорцию нужно определять по данным налогового периода (квартала).

Соответственно, суммы налога на добавленную стоимость включаются в стоимость приобретенных товаров в доле, приходящейся на операции, освобождаемые от налогообложения.

 

 

 

Минтруд: штраф за непредставление формы 4-ФСС рассчитывается исходя из суммы взносов, уменьшенных на сумму выплаченных пособий

11.03.2016

При расчете штрафа за несвоевременную подачу расчета 4-ФСС, сумму начисленных  за последние три месяца взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно  уменьшить на сумму пособий, выплаченных работникам за эти же месяцы. Такая позиция выражена в письме Минтруда от 10.12.15 № 17-3/В-608.

Напомним, что расчет по форме 4-ФСС содержит информацию о страховых взносах на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также сведения о взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В связи с этим чиновники ФСС РФ считают, что если страхователь не сдаст вовремя расчет 4-ФСС, он может быть оштрафован дважды. То есть не только за неподачу расчета по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 46Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ), но и за нарушение сроков при подаче сведений по взносам на «травматизм» (ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ; см. «Соцстрах рассказал, как будет штрафовать за непредставление в срок формы 4-ФСС»).

В комментируемом письме от 10.12.15 № 17-3/В-608 Минтруд пояснил, как следует рассчитывать штраф, предусмотренныйстатьей 46 Закона № 212-ФЗ. Согласно указанной норме, штраф составляет 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. Но, как уточняют авторы письма, при расчете санкций нужно учитывать положения пункта 2 статьи 15 Закона № 212-ФЗ. В этом пункте сказано: сумма взносов на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения. Аналогичное правило закреплено пунктом 2 статьи 4.6 Федерального законаот 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

С учетом изложенного, чиновники делают вывод: при расчете штрафа, предусмотренного пунктом 1статьи 46 закона № 212-ФЗ, учитывается сумма взносов за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, уменьшенная на выплаты по страховому обеспечению, произведенные за эти же месяцы.

Аналогичная позиция выражена в письме Минтруда России от 11.03.15 № 17-4/В-106. Отметим, что в ФСС придерживаются иной позиции. В письме фонда от 10.02.12 № 15-03-11/08-1395 сказано, что рассчитывать штрафа нужно исходя из всей суммы начисленных взносов без учета расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

 

Минтруд предлагает повысить взносы для ИП

11.03.2016

Минтруд России предложил новую схему расчета страховых взносов для предпринимателей. Начали, как полагается, с хорошей новости. Мол, Минтруд предлагает освободить ИП от взносов в размере 1 процента с доходов свыше 300 тыс. рублей – собираемость низкая, а администрирование затратное. Однако поводов для радости мало. Взамен ведомство предлагает внедрить новую схему расчета страховых взносов.

Как сообщает РБК, схема, предложенная трудовым ведомством, выглядит так: предлагается установить одинаковый платеж в Пенсионный фонд вне зависимости от годового дохода ИП (сейчас предприниматели с доходом больше 300 тыс. руб. платят больше) и ежегодно увеличивать его через повышающий коэффициент. А взнос на обязательное медицинское страхование (в ФФОМС), который и сейчас не зависит от дохода ИП, предлагается уравнять со взносами на ОМС за неработающих граждан — фактически это приведет к увеличению взносов индивидуальных предпринимателей на ОМС в два—четыре раза.

Проще говоря, сейчас схема расчета взносов выглядит как:

1 МРОТ х Тариф Стр. взносов х 12

Постепенно Минтруд предлагает увеличивать коэффициент МРОТ, например, с 2017 года формула уже будет выглядеть как,

1,2 МРОТ х Тариф Стр. взносов х 12

,

а к 2020 году министерство планирует довести значение коэффициента до 2.

Многие эксперты больше чем уверены, что инициатива не найдет поддержки в правительстве. Во-первых, власти обещали не увеличивать нагрузку на малый бизнес, во-вторых, старания забить дыру в бюджете таким образом, могут дать обратный результат –предприниматели начнут закрывать бизнес или уйдут в тень.

НДС

10.03.2016

Раздельный учет НДС организаций с подразделениями.

Минфин России в своем письме № 03-07-11/11550 от 05.03.2015 года пояснил, что в соответствии со статьей 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. Структурные подразделения организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому при раздельном учете НДС необходимо использовать данные об отгрузке в целом по всей организации, но с использованием данных по ее обособленным подразделениям.

Также ведомство напомнило о правиле 5 процентов: организация не обязана вести раздельный учет в том квартале, в котором совокупные расходы на не облагаемые НДС операции по приобретению, производству и реализации не превышают пять процентов от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).

ПФР

10.03.2016

Напоминаем, что с апреля нужно ежемесячно отчитываться в ПФР.

Напоминаем, что с 1 апреля 2016 года работодатели обязаны ежемесячно представлять в ПФР информацию о работающих у них застрахованных лицах. Обязанность ежемесячно сдавать в ПФ сведения о работниках установлена федеральным законом 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ. Впервые такой отчет надо сдать до 10 мая 2016 года (за апрель). За непредставление этих сведений предусмотрен штраф 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления ПФ РФ от 1 февраля 2016 г. № 83п «Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах"» (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ) утверждена специальная форма СЗВ-М.
С 1 апреля 2016 года по утвержденной форме страхователь не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, обязан сообщать в ПФР следующие сведения о застрахованных лицах:
- фамилию, имя и отчество;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при его наличии.